ВОЗВРАЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ

Бегство учителя боевых искусств, практика семьи Куки по усыновлению, которая длилась несколько поколений, и запрет на боевые искусства – эти факторы привели к сокращению семьи Куки после 1649 года. Куки Такахиро  (九鬼隆 Kuki Takahiro), 9 глава клана Аябэ и 24 Сокэ, и трое последующих глав семьи Куки посвятили себя совершенствованию боевых искусств в попытке восстановить наследие семьи. Такахиро считается наиболее мудрым правителем в истории клана Аябэ. Когда Такахиро управлял кланом, он осуществлял реформирование. Избавляясь от преступников и продвигая способных людей, Такахиро заслужил уважение народа и даже получил прозвище «Тайрай» (Большой Гром - 大雷). После нескольких встреч с известными учеными мужами и расширения своего кругозора Такахиро пригласил Сато Синена (Sato Shinen), и вверил в его обязанности сельское хозяйство. Широко известна история о том, что Синен предпринял инспекционную поездку по региону и написал книгу с подробным описанием и анализом «Отчет об инспекционной поездке» в трех томах – Дзюнсацуки 巡察記. Политика повышения производительности помогла тем, кто лишился средств к существованию, и она заложила основы Гундзё Сангё (郡是産業 Gunze Sangyo) – в настоящее время, Гундзё Инк. (Gunze Inc.). В дополнение к реформам сельскохозяйственной и фискальной политики, где его способности проявились в значительной степени, Такахиро пригласил Ямага Сосуи (山鹿素水 Yamaga Sosui) и обучался у него воинскому искусству школы Ямага Рю (山鹿流 Yamaga Ryu) также известной как Ямамото Кансуке Рю (山本勘介流 Yamamoto Kansuke Ryu); своим людям он также рекомендовал обучаться в этой школе.

Храм Рюкодзи 龍光寺  в Аябэ 綾部, где находится семейное захоронение Куки\Куками

Такахиро был назначен вторым главой Кобусё Сёгуната 5 февраля 1855 года. Он был опытен в боевых искусствах, особенно в верховой езде и копье. В «Генеалогической таблице семьи Куки» есть записи о том, что Такахиро демонстрировал техники копья перед лицом императора 7 марта 1844 г. и искусство верховой езды 3 апреля 1844 г., что подтверждает уровень его мастерства. Также известно, что Такахиро подарил синтоистские книги “所蔵の神道書10巻” выдающемуся ученому того времени  Ниномия Сонтоку (二宮尊徳 Ninomiya Sontoku).

Куки Такатомо (九鬼隆備 Kuki Takatomo), кто стал последним главой клана Аябэ, старался довольно рано приблизиться ко двору по совету конфуцианца Кондо Кацунао (近藤勝直 Kondo Katsunao). После  начала Реставрации Такатомо был достаточно мудр, чтобы присоединиться к движению против Сёгуната, состоящего из солдат преимущественно из княжества Тёсю (префектура Ямагути). Такатомо был назначен защитником Императорского дворца в Киото в марте 1863 года, что облегчило его задачу по приближению к Императору. Такатомо демонстрировал техники тай-дзюцу (9 техник раздела кихон-ката), которые были разработаны им самим, перед Императором 18 февраля 1864 года. Около 1854 года Такатомо изучил «Кукисин-Рю, передаваемый в семье Оогути (Ooguchi)» под руководством Оогути Одзуминоками (大口出雲守 Ooguchi Izuminokami), который служил в должности собаёнин (側用人 sobayounin) в семье Накаяма (中山 Nakayama). Так как в Кукисин-Рю были такие техники, как выкручивание рук, нанесение ударов руками и ногами, их отработка представляла большую опасность для начинающих. Именно поэтому Такатомо и разработал 9 базовых техник под названием кихон-ката. Оогути Одзуминоками был твердым сторонником Императора и многое сделал для создания группы «Тентюгуми» (天誅組 Tenchugumi), выступающей против Сёгуната. В то время,когда многие хан (кланы) были разделены на сторонников Сёгуната и Императора, хан Аябэ изначально был сторонником императорского двора. В дополнение к тому, что семья Куки пыталась восстановить семейное наследие, влияние Оогути на политику было предположительно немаленьким. Тем, кто претворил в жизнь планы по «возвращению к семейному наследию», начатые Куки Такатомо и Куки Такахару в форме Кодосэн-Ёкай (Kodosen'yokai), был Куки Такахару, 26 глава семьи Куки. 

26 соке Кукисин рю, Куки Такахару