КЭНПО 剱法
В Кукамисин рю для искусства меча используется термин кэнпо kenpo 剱法, а не кэндзюцу kenjutsu 剱術, в отличие от многих других традиционных школ. (Здесь по/хо 法 это закон, правило, способ).
Основным искусством, с которым ассоциируется Кукамисин рю (Кукисин рю) со времен основателя школы Якусимару Рюсина, является бо-дзюцу. Однако школа уделяет большое внимание и других видам оружия. Достойно внимания, что трактат Тэнсин-хёхо-синкэн-каккирон Tenshin-hyouhou-shinken-kakkiron 天真兵法心剱活機論, повествующий о философии школы, содержит много информации по практикам сознания при работе с мечом. Особенно много внимания уделяется искусству меча на высоких уровнях. В жизни школы был период, когда Сихан-кэ Shihanke 師範家 школы под руководством Сокэ, представляя школу в Эдо (Токио) использовали кэнпо как основное искусство школы (см. историю о связи Морихэя Уэсиба с Кукамисин рю)
Одним из ударов характерных для кэнпо Кукамисин рю является рез снизу вверх. В школе передается история как девятый Сокэ Куки Ёситака, участвуя в корейском походе Тоётоми Хидэёси, прыгнул на вражеский корабль и поразил адмирала ударом снизу. Меч, который он использовал, назывался Цуриматано-мэйкэн Tsurimatano-meiken 釣股の名劔, и семья Куки хранит этот меч с почтением на протяжении многих поколений.
В кэнпо входит также и токэн-дзюцу 投剱術– техники метания меча (от большого меча и вакидзаси до бо-сюрикэнов). Подобно нагэбо投棒 (техникам метания шеста разной длины) этот раздел служит для развития практикующего к использованию разных тактик со всеми видами оружия.
Кэнпо Кукамисин рю на эмбу в святилище Кумано
Камаэ-гата kamae-gata 構形 (10 позиций)
1. Дзёдан joudan 上段 - позиция верхнего уровня
2. Тюдан Chudan 中段 - позиция среднего уровня
3. Гэдан gedan 下段 – позиция нижнего уровня
4. Тэнтидзин Tenchijin 天地人 – позиция небо - земля - человек, символизирующая единство этой тройки в синто.
5. Сэйган seigan 正眼 - 正 – правильный, 眼 – глазное яблоко, соответственно основные значения: 1) направленный прямо в глаза, 2) третий глаз (истинное зрение). Есть другие возможные варианты записи этой позиции, например, в Катори Синто Рю, у Отаке Сэнсея 青眼の構え, у Сугино 清眼の構え, где 清 – свежий.
6. Сутэми sutemi 捨身 – букв. позиция пожертвования. Мечник показывает что его тело ближе, а меч дальше, чем оценивает противник
7. Суйгэцу suigetsu 水月 – букв. отражение луны в воде, т.е. позиция, вводящая в заблуждение. Это ложное раскрытие анкоку 暗黒 (темнота, действие из темноты), когда показывается одно, а делается другое.
8. Татикагэ Tachikage 太刀蔭 – букв. в тени меча. Позиция, связанная с принципом ити-но-тати 一の太刀 в учении Цукахара Бокудэна.
9. Катамэ-сэйган 片眼正眼 – букв. позиция сэйган (см. выше) одного глаза, одной стороны. Характеризуется диагональным направлением меча, как бы смотрящим от подвздошной кости в глаз противнику в отличие от обычного сэйгана, в котором меч идет от тандэна и направлен в межбровье противника. На фото катамэ сэйган и обычный сэйган.
10. Кататэ-отоси Katate-otoshi 片手落 – букв. односторонняя позиция
Кихон-ката kihon-gata 起本形или фуриката furikata 振形 (5 омотэ и 5 ура)
Омотэ-ката omote-kata表形 (11 техник)
Подробная информация по ката кэнпо раздела омотэ будет размещена позже
Тюгокуи Chugokui 中極意 (12 ката)
Токэн-дзюцу touken-jutsu 投剱術 (3 ката) - ката метания
Гокуи-ката gokui-kata 極意形 (3 ката)
Кайдэн-гата kaiden-gata 皆伝形 (3 ката)
Мёфукэн myoufuuken 妙風剱: